![]() Д-8 ![]() Д-12 ![]() ФАИ ![]() ФАИ-М ![]() БА-20 ![]() БА-10 ![]() БА-64 |
ФАИ (обр.1933 г.)![]()
Историческая справкаС появлением в СССР автомобиля Форд-A, Красная Армия получила не только командирский автомобиль, но и базу для броневика-разведчика. Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра.
В сентябре 1930 года Управлением механизации и моторизации РККА создание такого бронеавтомобиля были поручены опытному конструкторско-испытательскому бюро под руководством Николая Дыренкова.
В 1931-1932 годах было произведено 60 бронеавтомобилей конструкции Дыренкова с полностью закрытыми бронекорпусами, получившим название Д-8 и Д-12. Д-12 отличался видоизмененной кормой и установкой на крыше авиационной пулеметной турели. Следующим шагом в развитии советских бронеавтомобилей стало появление вращающейся башни с установкой в ней вооружения. Опытный образец такого броневика конструкции А.В. Рожкова был предложен еще в начале 1931 года.
В апреле 1931 года доработать бронемашину поручили Дыренкову. Но конструктор не был заинтересован в доводке этого броневика — его интересовало производство своих бронемашин. Поэтому, до весны 1932 года работы по усовершенствованию «Форда-А» с башней не проводились.
В мае 1932 года доработку броневика Рожкова поручили конструкторскому бюро Ижорского завода. На основе броневиков Д-8/ Д-12 и конструкции Рожкова спроектировали новый бронеавтомобиль. От исходной разработки Рожкова осталась только общая концепция – башня и характерные выступы под головы экипажа. В остальном же Ижорский завод ориентировался на Д-8/Д-12 второй производственной серии. Так на свет появился бронеавтомобиль ФАИ (Форд-А Ижорский). Проект ФАИ был готов в августе 1932 года, а первый образец машины изготовили лишь в феврале 1933 года - Ижорский завод был перегружен заказами по броневому производству. В итоге на заводе произвели всего несколько десятков броневиков ФАИ.
В первоначальном виде ФАИ прожил недолго. В дальнейшем вся документация по броневику была передана на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО). На заводе ДРО корпус броневика был переработан. В первую очередь это коснулось моторного отделения. От V-образной формы крыши капота и лобовой детали корпуса отказались. Появился большой люк доступа к мотору, что позволило быстро проводить его техническое обслуживание. Также были внесены дополнительные изменения и в другие детали. Заливная горловина бензобака переместилась на капот, что значительно упростило заправку броневика топливом. В кормовом листе появился лючок, через который смотрели, когда броневик двигался задним ходом. Конструкторы думали, как будет размешаться экипаж, и как ему облегчить работу. С весны Нижегородский завод приступил к выпуску шасси ГАЗ-А. И обновленный ФАИ стал выпускаться на отечественном шасси. Вооружение бронеавтомобиля состояло из пулемета ДТ в башне с круговым обстрелом. Пулеметчик не имел сиденья, а размещался в брезентовой петле. В крыше башни имелся откидной броневой колпак, а для наблюдения за полем боя служили смотровые щели в бортах. Боекомплект состоял из 21 магазина и размещался в стеллаже у кормового листа корпуса. Боевая масса ФАИ составила 1,75 т.
На базе ФАИ были созданы легкие броневые дрезины. При помощи специального подъемного устройства происходило переоборудование в железнодорожный вариант. Переход на рельсы силами экипажа занимал около 30 минут. Броневые дрезины использовались как средство механизированной разведки в бронепоездных частях, развивали высокую скорость движения - до 85 км/ч по рельсам.
Бронеавтомобили ФАИ принимали участие в военных парадах и смотрах военной техники.
Бронеавтомобили ФАИ активно воевали, начиная с Испании, где они остались в испанской армии после Гражданской войны. Принимали они участие и в боях в районе реки Халхин-Гол, в Зимней войне с Финляндией и в других боевых операциях Красной Армии 1939-40 годов.
На 1 апреля 1941 года в РККА числилось еще 416 таких броневиков. Большинство ФАИ погибло в боях лета-осени 1941 года. Но некоторое количество ФАИ использовались в Красной Армии до конца войны.
Некоторое количество бронеавтомобилей ФАИ было захвачено финской и немецкими армиями и использовались в качестве трофеев.
Бронеавтомобилей ФАИ было произведено 697 единиц - в 1934 году -125 единиц, в 1935 году - 452, а в 1936 - еще 110 штук, что сделало ФАИ самым массовым броневиком Красной Армии на тот период. ФАИ стал наиболее удачным образцом советских легких броневиков первой половины 30-х годов. |
---|