![]() БМ-13 (US-6) ![]() Т-26 обр. 1931 г. ![]() Т-26 обр. 1933 г. ![]() БТ-7 ![]() Т-70 ![]() Т-34 ![]() ИС-2 |
БМ-13 (US-6)![]()
Производство машин было налажено на московском заводе им. Владимира Ильича, воронежском заводе им. Коминтерна и московском заводе «Компрессор». В периоды войны был создан целый ряд различных модификаций как ходовой, так и артиллерийской составляющей ракетной установки. В периоды войны было создано в общей сложности порядка 30 000 установок "Катюша" различных модификаций и более 12 миллионов снарядов к ним. Первоначально установки изготавливались на базе советских шасси ЗИС-6. Почти все изготовленные модификации на этой базе (ок. 600) были уничтожены в боях. Впоследствии ракетные установки стали изготавливать на базе американских автомобилей Studebaker US6, которые поставлялись в СССР на базе «ленд-лиза». В период военных действий БМ-13 использовались для усиления огневой мощи и повышения устойчивости в оборонительном бою стрелковых дивизий первого эшелона обороны за счет характеристик массированности и внезапности. БМ-13 были способны выпускать практически все ракеты за один залп, что оказывало сильное эмоциональное действие на противника. а мобильность установок позволяла моментально сменять расположение, избегая ответного удара противника. Некоторые модификации ракетных установок БМ-13 попадали в руки врага. Одна из установок БМ-8-24, захваченная немецкой армией на Ленинградском фронте послужила прототипом для создания 8 cm немецкой ракетной установки Raketen-Vielfachwerfer. По окончанию военных действий вся артиллерийская часть всех имеющихся "Катюш" была демонтирована, а все грузовики Studebaker возвращены американцам. Новой колесной базой для системы залпового огня стали автомобили ЗИС-151. Впоследствии были созданы ЗИЛ-151 и ЗИЛ-165, на которые монтировалась артиллерийская часть "Катюш." В 1963 году на вооружение Советской армии была принята артиллерийская система "Град", которая полностью сменила БМ-13. |
---|