![]() Д-8 ![]() Д-12 ![]() ФАИ ![]() ФАИ-М ![]() БА-20 ![]() БА-10 ![]() БА-64 |
БА-10 (обр.1938 г.)![]()
Историю советского среднего бронеавтомобиля можно начать с 1927 года, когда был готов технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать машину решено на Ижорском автомобильном заводе, где в 1928 году первая БА-27 прошла серею успешных испытаний. Первоначально машина выпускалась на базе советского грузовика АМО-Ф-15, а с лета 1928 года ставилась на современное по тем меркам шасси от Форд-АА. До конца 1931 года было произведено около сотни таких машин. Из-за тонкой брони 4-7 мм, этот бронеавтомобиль был абсолютно беспомощен при борьбе с танками противника. И в 1934 году на Ижорском заводе начались работы по модернизации бронемашины, с целью увеличит ее огневую мощь. В результате армия получила бронеавтомобиль с индексом БА-3, на которой стояла башня от легкого танка Т-26. Через год в 1935 году на Горьковском автозаводе освоили новое трехосное шасси для грузовика ГАЗ-ААА. В этом же году ворота Ижорского завода покидает новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было увеличено и достигало 10 мм. Едва было развернуто серийное производство БА-6, как в конструкторском бюро Ижорского завода начались работы над его модифицированным вариантом, получившем обозначение БА-6М. База от грузового автомобиля ГАЗ-ААА, сохранялась, но с внесением целого ряда значительных доработок. Основные мероприятия были направлены на уменьшение массы машины. Раму шасси укоротили в средней части на 200 мм и на 400 мм в задней. Передняя часть машины была усилена за счет установки новых рессор и двух гидравлических амортизаторов от автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Для БА-6М была разработана новая башня конической формы, с углом наклона стенок 10, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам и двумя револьверными отверстиями. В задней части башни был сделан люк для установки и демонтажа пушки с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни располагались отверстия для перископического прицела ПТ-1, флажковой сигнализации и вентилирования боевого отсека. Параллельно был создан вариант бронеавтомобиля, вооруженный одним пулеметом ДК калибра 12,7-мм, установленным в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Эта машина получила обозначение БА-9 и проходила испытания весной 1937 года. Однако из-за отсутствия крупнокалиберных пулеметов, производство БА-9 развернуто не было. В апреле 1937 года, Главный военный совет РККА принял решение о начале производства БА-6М на Ижорском заводе под обозначением БА-10. Корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали толщиной 10 мм, для днища использовались листы толщиной 4 мм, крыша и корма корпуса также имели толщину 10 мм. Башня по кругу имела толщину брони 10 мм, крыша башни – 6 мм. Листы крепились клепками и сваркой, и имели наклон, что повышало пулестойкость бронекорпуса и соответственно степень защищенности экипажа.
Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Двигатель на БА-10 устанавливался ГАЗ-М1 объемом 3280 куб.см, и выдавал мощность в 50 л.с., что не мешало машине весом более чем 5 тн развивать скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль обладал хорошей проходимостью. Он преодолевал 45-градусный подъем, а благодаря, низко подвешенным и свободно вращающимся запасным колесам, мог преодолевать даже траншеи. Трансмиссия была четырех ступенчатой, с сухим однодисковым сцеплением и колесной формулой 6х4. Тормоза, как и на ГАЗ-ААА, были механическими.
Для повышения проходимости БА-10 комплектовался быстросъемными гусеничными лентами –«овероллами», крепившимися в модификации БА-10 - на бортах боевого отделения над задними крыльями и на корме у БА-10М в специальных кронштейнах посредством натяжения специальной гайки-«барашка». Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составляла 4665 мм, ширина – 2070, а высота – 2210 мм. При боевой массе в 5,14 т он с 50-сильном двигателем от «эмки» развивал 53 км/ч. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет 7,62 ДТ. Поворот башни осуществлялся в ручную, специальным 2-х скоростным редуктором. Башня была оснащена перископическим прицелом ПТ-1 обр.1932 года и телескопическим прицелом ТОП обр.1930 года. Боекомплект машины состоял из 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени бронепробиваемость её снаряда была вполне достаточной – по нормали на 500 м она пробивала 40-миллиметровую броню. Тогда этого было достаточно для борьбы с любой бронетехникой.
На ранней модификации БА-10 топливные баки крепились к крыше, практически над головами механика-водителя и стрелка, что вызывало повышенную пожароопасность броневика. Позже в модификации БА-10М, выпуск которой наладили уже в конце 1939 года, бензобаки новой конструкции емкостью 54 литра каждый, были вынесены на крылья задних колес и защищены дополнительными броневыми кожухами, что позволило обеспечить защиту экипажа от горящего бензина при пробитии бензобаков в бою. Кроме того, на модернизированном бронеавтомобиле ввели броневую защиту пулеметной установки в лобовом листе корпуса, новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и, соответственно, изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 тн, но динамические качества практически не изменились. Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика. Кроме обычных БА-10, в 1939-1941 годах было изготовлено около 20 железнодорожных вариантов броневика, получивших обозначение БА-10ЖД. Они оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса БА-10ЖД составляла 5,78 тн, скорость по железнодорожному полотну – до 90 км/ч.
В 1940 году в КБ Ижорского завода изготовили бронеавтомобиль БА-10Ц с бронекорпусом из цементованной брони. Никаких внешних отличий от БА-10М эта машина не имела. Однако в связи с трудностями, возникшими при изготовлении бронекорпуса, эта работа осталась экспериментальной. Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол в 1939 году, где великолепно себя зарекомендовали. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков ок.200 единиц.
В первые месяцы войны при отступлении Красной Армии большая часть бронемашин БА-10 была брошена из-за поломок и отсутствия топлива.
Бронеавтомобили БА-10 использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Они активно использовались и при прорыве блокады.
Сыграли свою роль бронеавтомобили БА-10 и в битве за Москву и в контрнаступлении в декабре 1941 года.
В небольшом количестве бронеавтомобили БА-10 использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Накануне Курской битвы - в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 - по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса. Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны. Как правило, их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Заключительным этапом для бронеавтомобилей БА-10 стала советско-японская война 1945 года - в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось некоторое количество бронеавтомобилей БА-10, где с успехом использовались против японцев, а по окончании боевых действий часть машин была поставлена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Единичные экземпляры применялись даже во время войны в Корее. Немецкие войска в ходе первых же боев на территории Советского Союза захватили большое количество бронемашин БА-10, брошенных при отступлении Красной Армией. В Вермахте бронеавтомобили БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин, поступали на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений, применялись в тылу для поддержания порядка на оккупированных территориях. Часть бронемашин также была передана подразделениям SS. Довольно охотно немцы эксплуатировали железнодорожный вариант БА-10ЖД, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. Захваченные БА-10ЖД немцы использовали для охраны железных дорог и даже включали в состав своих бронепоездов.
Бронеавтомобили БА-10 служили и в так называемых «Освободительных армиях», созданных на Восточном фронте под немецким командованием. БА-10 имели в своем распоряжении и РОНА под командованием Б.В.Каминского, и РОА генерала Власова и другие коллаборационистские формирования.
В ходе Зимней войны и последующих боевых действий финские войска захватили несколько десятков броневиков БА-10. В 1943 году броневики прошли модернизацию - на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.
В 1942 году представители Швеции, начали переговоры с финнами о закупке у нескольких советских бронемашин. Им были предоставлены только бронекорпуса и башни, снятые с разбитых советских машин, после чего их установили на шасси трехосного Ford и присвоили обозначение Pansarbil m/31. Соответственно были внесены конструктивные изменения. Вместо советской 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ установили шведскую Bofors калибра 20-мм, а также перископ от легкого танка Strv m/41. Все бронемашины Pansarbil m/31 F поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма, и использовались только для обучения экипажей. Как и в Финляндии шведская модификация БА-10 пошла на слом с начала 1950-х гг. Последний Pansarbil m/31 F был списан в 1955 году, так что до наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.
Небольшое количество трофейных БА-10 также имелось в составе армий Венгрии и Румынии. БА-10 серийно выпускался с 1938 года по 1941 год, всего было выпущено 3392 бронеавтомобиля БА-10 и БА-10М, что позволило ему стать самым массовым средним бронеавтомобилем. |
---|