Став обладателем останков трех автомобилей, я задался вопросом, что делать дальше. Взвесив все «за» и «против» и учитывая редкость данного автомобиля, я принял решение о начале его реставрацию.
Первым делом все было тщательно отмыто от глины, грязи и рыхлой ржавчины
После этого появилась возможность внимательно рассмотреть все, что имелось.
Из трех имеющихся кузовов один оказался раздутый взрывом.
Ванна второго кузова оказалась в хорошем состоянии. Ее и решено было взять за основу.
От третьего кузова осталась только половина, зато имелись остатки катушки под кабель и несколько катков.
Осмотр двигателя показал его пригодность к дальнейшей реставрации. Удивила сохранившаяся надпись NL38 TRKM на блоке.
Все остальные детали и механизмы были также внимательно осмотрены.
Далее все детали прошли пескоструйную обработку. Это дало возможность определить истинное их состояние.
В первую очередь нужно было восстановить «ванну» – основную несущую часть машины. Сначала вскрыли короба торсионов и заменили все кромки, соприкасающиеся с полом.
По правому борту пришлось заменить все планшайбы гильз торсионов, так как старые полностью проржавели.
Самым утомительным занятием стало заваривание сотен дырочек на бортах и полу «ванны» кузова и замена всех прогнивших участков - годы для металла оказались безжалостными.
Много времени ушло на замену отбортовки по периметру «ванны» и изготовление бортов. Сложность вызывало то, что приходилось работать с металлом толщиной до 3 мм на больших плоскостях (длина борта 5 метров). Заново изготовили заднюю часть и моторный щит, а панель приборов удалось отреставрировать (она, наверное, оказалась самой сохранной частью кузова)
Настал черед крыльев. Работа оказалась также не простой – замена кромок и придание формы - сделать из «лепешки» крыло трудновато. Не просто было изготовить направляющие дверей, внутренние перегородки и ящики. Собранные из ржавых кусочков образцы лишь отдаленно напоминали свой первоначальный вид.
Одновременно с кузовными работами проводились работы по реставрации шасси. Но если от кузова хоть что-то сохранилось, то от шасси в основном только образцы, не пригодные для дальнейшего использования. Нетронутыми оказались лишь торсионы и некоторые несущие чугунные детали. Все остальное пришлось изготавливать заново. Первыми были отреставрированы гильзы и цапфы рычагов катков. Чудом удалось отреставрировать изуродованный взрывом корпус редуктора ведущего правого колеса.
Полностью изготовлены заново механизмы натяжения гусениц и ступицы передних колес. От переднего моста остались треугольник и поворотные кулаки (разобрать которые удалось только при помощи кувалды и «автогена»). Пакет рессор собрали, перебрав все листы из имеющихся комплектов от трех машин. Отреставрировав рулевую трапецию и подобрав подшипники на ступицы, собрали передний мост.
После того как кузовные детали и детали шасси были подготовлены, пришло время начать сборку. Первым делом загрунтовали и покрасили «ванну» кузова и внутренние полости коробов торсионов, установили гильзы и рычаги катков, установили сами торсионы.
Теперь появилась возможность приварить полы.
После этого все окончательно загрунтовали. Дальше приступили к сборке основных кузовных деталей: установили моторный щит с панелью приборов, центральный ящик с направляющими дверей, заднюю часть кузова.
В то же время продолжались работы по реставрации шасси. После того как зааменили масло в амортизаторах (а они оказались полностью сохранными!) и загрунтовали все детали, был подвешен на свое место передний мост. Следующей трудоемкой операцией стало изготовление крыльев гусениц, но спустя некоторое время и передние крылья, и крылья гусениц с брызговиками уже стояли на машине.
Первый этап работ был завершен. «Демаг» освободил место для другого автомобиля, а сам отправился для участия в выставках. Сначала в «Олдтаймер Галлерею» в Крокус-Экспо, затем на выставку трофейной техники, приуроченную к 9 мая в Подольском районе.
Попав во время передвижений по выставкам несколько раз под дождь, «Демаг» покрылся «благородной» патиной и некоторое время ждал своей очереди в «работу».
И дождался…
И еще одна вынужденная пауза. Переезд в другой цех.
И на новом месте…