Главная / Коллекция / Трофейные машины / Krupp Protze L2H43 Kfz.69
Horch 901
Horch 901
Horch 830 R
Horch 830 R
Mercedes-Benz 170VK Kfz.1
Mercedes-Benz 170VK Kfz.1
NSU-Kettenkrad HK-101
NSU-Kettenkrad HK-101
Krupp Protze L2H43 Kfz.69
Krupp Protze L2H43 Kfz.69
Mercedes-Benz Stuttgart 260
Mercedes-Benz Stuttgart 260
VW Typ 166 Schwimmwagen
VW Typ 166 Schwimmwagen
Demag D7 Sd.Kfz.10
Demag D7 Sd.Kfz.10

Krupp Protze L2H43 Kfz.69 (1935 г.в.)

Krupp Protze L2H43 Kfz.69
 

 

Начало изготовления автомобильных тягачей, получивших неформальное название «Krupp-Protze» с обозначением L2H43 было связано с предоставлением А. Гитлером в 1930 г. возможности автомобильному отделению «Фридрих Крупп АГ, Крафтвагенфабрик» выполнить крупный заказ на автомобильные тягачи с колесной формулой 6 х 4 для буксировки легкой артиллерии массой до 1 тонны. Изготовление первой партии новых тягачей началось в 1934 году. Первые прототипы не имели характерного скошенного капота, так как первоначально должны были стоять дизельные агрегаты. Но с ними не заладилось, и были установлены оппозитные четырех цилиндровые двигатели объемом 3308 куб.см и мощностью 55 л.с. Так как такой мотор не требовал водяного охлаждения и, соответственно, не имел радиатора, автомобиль получил свою неповторимую и узнаваемую форму - короткий капот, компактную решетку радиатора, открытую кабину и 4-х местный кузов. После чего за ним прочно закрепилось прозвище Schnauzer — «носатый».

Для этого года машина имела очень прогрессивную конструкцию, а именно независимую подвеску задних колес и гидравлические тормоза, таким набором мог похвастаться не каждый гражданский автомобиль. Получившуюся колесную формулу 6 х 4 немецкие инженеры считали вполне достаточной и сопоставимой с полно приводным автомобилем.

Практически сразу после испытаний автомобиль был принят на вооружение. Krupp-Protze мог взять на борт груз весом до 1,5 тонн, и за счет независимой подвески и односкатной ошиновки всех колес имел хорошую проходимость. В серию тягач пошел в 1934 году и выпускался до 1942 года.

Машина имела открытую двухместную кабину и закрытый тентом кузов, представлявший собой деревянную бортовую платформу со стальными стягивающими полосами. Если машина служила для буксировки орудий Pak 35/36, то в кузове вдоль бортов размещались ящики для укладки боеприпасов, запчастей, инструмента. Они же и служили скамейками для расчета - солдаты сидели по бортам лицом друг к другу. Автомобиль, предназначенный для перевозки личного состава, укомплектовывался скамейками, которые крепились поперек кузова так, что солдаты на передней скамейке сидели лицом по ходу движения, а на задней – лицом назад. В армейских мастерских к этим машинам изготовляли деревометаллические кузова.

Начиная с 1937 года, после произошедшей модернизации, автомобильный тягач Krupp-Protze стал выпускаться с 60-сильным мотором и получил обозначением L2H143. Наравне с увеличенной на 5 л.с. мощностью двигателя, увеличивается расстояние колесной базы, между передним и средним мостом и базой задних колес на 2445 мм и 910 мм соответственно против 2470 мм и 860 мм на модели L2H43.

Среди автомобилей на базе L2H43/L2H143 в периоды Второй мировой войны наиболее часто встречались артиллерийские тягачи Kfz.69, предназначенные для буксировки противотанковых 37 миллиметровых пушек. Производились также транспортные машины Kfz.70 с бортовым кузовами, фургоны Kfz.19, Kfz.68, Kfz.72 разного назначения, автомобили Kfz.81 для установки легких пушек и шасси Kfz.83 для зенитных прожекторов. Кроме того было собрано несколько представительских кабриолетов Kfz.21 с открытыми 6-ти местными кузовами производителя «Хебмюллер» с «нормальной» передней облицовкой, высоким фальш-радиатором и двумя запасными колесами на стенке багажника.

В зависимости от назначения и комплектации полная масса автомобиля составляла 2450-3600 кг, масса буксируемого прицепа – 1000 кг, расход топлива – от 27 до 40 л на 100 км, запас хода – 275-400 км. Максимальная скорость при движении по шоссе с прицепом достигала 70 км/ч.

Модификации и варианты:

  • Kfz.19 – мобильный телефонный узел связи;
Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19
Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19
  • Kfz.21 – командирский штабной или представительский кабриолет на шасси L2H143 с открытым 4-дверным кузовом;
Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21
Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21
  • Kfz.68 – мобильный радиоузел;
Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68
Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68
  • Kfz.69 – автомобиль-тягач 37-мм противотанковой пушки PaK-35/36;
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
  • Kfz.70 – стандартный грузовой автомобиль-транспортер для перевозки личного состава;
Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70
Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70
  • Kfz.81 – зенитная установка с пушкой 20-мм Flak 38;
Kfz.81 Kfz.81 Kfz.81 Kfz.81
  • Kfz.83 – подвижный прожектор ПВО мощностью 8 квт, диаметром 60 см;
Kfz.83 Kfz.83 Kfz.83 Kfz.83
  • Sd.Kfz.247 – штабной бронетранспортер.
Kfz.247 Kfz.247 Kfz.247 Kfz.247

Всего на протяжении периода 1934-1941 годов было произведено около 7000 машин «Krupp-Protze» моделей L2H43 и L2H143. До сих пор конструкция этих автомобилей считается одной из наиболее оригинальной среди военных машин такого класса.